Нейминг. История жанра16.01.2013

Оригинальное, привлекательное и адекватное имя на все времена – вот суть нейминга. Нейминг, как правило, связывают с бизнесом, его задача – дать конкурентоспособное яркое имя или название компании, новому товару, услуге. В идеале – такое название, которое не только способствовало бы росту продаж, укреплению имиджа и формированию бренда, но и стало бы именем нарицательным и ассоциировалось со всеми объектами своей категории. Ксероксы, памперсы – примеров удачного нейминга достаточно. И появляется название не случайно, а в процессе тщательного анализа и упорной работы. Сегодня нейминг превратился в целую индустрию, базирующуюся на твердом научном фундаменте.

Изначально древние владельцы собственного «бизнеса» и не думали изобретать для своих «компаний» оригинальные называния – они просто давали им собственные имена или фамилии. Все дожившие до сегодняшнего дня старые компании, начиная с самых древних, носили имена своих основателей. И при этом «национальные особенности» никаким образом на ситуацию не влияли. Японская строительная компания «Kongo Gumi», основанная в 578 году семьей Конго из Кореи, итальянская «Barone Ricasoli» барона Риказоли, с 1141 года изготовляющая вино и оливковое масло, бумажное производство Ришара де Ба «Richard de Bas», известное во Франции с 1326 года, немецкие «Bosh» и «Siemens» и тысячи других знаменитых сегодня или тихо продолжающих свой бизнес. А о том, чтобы давать имя продукту, никто даже не думал.

Однако тут пришел 19-й век с его технологическими прорывами, ростом производства, ассортимента и конкуренции, развитием научных дисциплин. Рынок наводнило огромное количество безликих товаров, совершенно одинаковых с точки зрения потребителя. И производители, и их продукты растворились в единой однотипной массе. Вот здесь и началась настоящая «битва за покупателя», приближалось время нейминга.

Рождение героя

Конец 19-го, начало 20-го веков отметились не только производственно-технологическим прорывом, но и стремительным развитием экономических наук – в частности, маркетинга. Продвижение продукта начинает играть все большую роль в конкурентной борьбе. Чтобы придать товарам и компаниям отличительные черты, владельцы постепенно отходят от простой методики «фамильного названия» и обращаются к другим способам. Появляются известные и процветающие до нашего времени «Coca-Cola» и «Juicy Fruit». Немалая заслуга их популярности заключалась в удачных названиях. Начинает рождаться целая отрасль – брендинг, который во многом опирается именно на название.

В 1900 году выходит книга Джеймса Уолтера Томпсона, где рассматривается понятие брендинга и важность нейминга в процессе продвижения. За нейминг берутся всерьез.

Если долгое время «имятворчество» имело метафизическую подоплеку, названия давались интуитивным и простым описательно-ассоциативным методом, то развивающаяся наука стала объяснять все логически, выдвигая различные теории и методы «правильного» «имяобразования», действительно способного определять судьбу. К исследованиям привлекались специалисты самых различных дисциплин – филологи, лингвисты, психологи, маркетологи. Изучалась история, ставились опыты, выдвигались и опровергались гипотезы. В результате в подборе названий стал использоваться практически академический подход. Нейминг стал дисциплиной.

Приобретя свой исследовательский аппарат и найдя заинтересованную аудиторию, нейминг превратился в услугу, причем услугу весьма недешевую. За разработку названия выкладывают десятки и сотни тысяч долларов, но игра стоит свеч, ведь на кону – миллионы и миллиарды.

Нейминг в России

Если в Америке и на Западе маркетинг, а вместе с ним и нейминг развивался бурными темпами, то в России его практически не было – в нем просто не было необходимости, что вытекало из особенностей экономики и производства. Реклама скорее ориентировала людей на некие ценности, и не являлась орудием конкурентной борьбы, которая полностью исчезла вместе с появлением Советского Союза. Пропаганда идеи – вот в чем заключалась функция рекламы.

Необходимость классифицировать какой-никакой, но все же ассортимент товаров, но при отсутствии конкуренции и борьбы за потребителя привел к тому, что нейминг в СССР остался на примитивном уровне и не был востребован как услуга. Соответственно, названия не только не стремились быть привлекательными, они порой даже приблизительно не отражали сути продукта (конфеты «Радий», бензопила «Дружба»).

Ситуацию начала менять переводная литература по маркетингу, появление здравомыслящих специалистов и собственные исследования на тему нейминга, учитывающие не только зарубежный опыт, но и российскую специфику.

Первые нейминговые агентства

Докопаться до истины – кто же все-таки первым стал брать деньги за услугу нейминга -так же сложно, как искать Первого Рекламиста.

Актуальность нейминга набиралась годами, рынок развивался достаточно медленно, и изначально «называние» было включено в комплекс маркетинговых услуг. Чисто нейминговых агентств не было, и быть не могло – в условиях несформированного рынка они бы мгновенно прогорели. Поэтому нейминг как платная услуга начал свой путь в компаниях, занимающихся рекламой, брендингом или маркетингом в целом. (Кстати, и сегодня агентств, которые предлагают один лишь нейминг достаточно мало.)

Фирмы появлялись и исчезали – динамичный и жесткий мир бизнеса проводил и проводит собственный естественный отбор. Кто первый начал гонку на выживание на трассе под названием «услуги нейминга»? На каком этапе пути он сегодня? Превратился ли он в умелого пилота или давно сошел с дистанции?

Да и какая компания с достаточно длинной историей откажется от лавров первооткрывателя? На пьедестал почета метит каждый, и каждый говорит о себе, как о «прародителе».

Назовем те компании, которые были если и не первыми, то одними из первых, кто предложил платные услуги нейминга, и до сих пор благополучно продолжают работу на этом рынке.

Нейминг в комплекте

Компания Landor, основанная в Сан-Франциско в 1941 году, – главный претендент на первое место в этом списке. Изначально Landor размещалась в съемной квартире и занималась разработкой упаковок и коммерческим дизайном. Но постепенно компания, расширяя сферу деятельности, стала предлагать услуги брендинга, став первым бренд-консалтинговым агентством. Вальтер Ландор сделал бренд ключевым инструментом маркетинга и немалую ставку сделал именно на нейминг. На первых порах нейминг не предлагался отдельно, а входил в комплекс брендинговых услуг.

«Чисто нейминг»

Из агентств, специализирующихся исключительно на нейминге, первые места «по старшинству» занимают NameLab и Lexicon. Они были созданы с разницей всего в год, но кардинально отличаются подходом к созданию имен.

Нейминговое агентство NameLab начало свою работу в 1981 году в Сан-Франциско. Его основатель – инженер-электрик и доктор лингвистики Айра Бахрах (Ira Bachrach) – положила в основу «имяобразования» методы структурной лингвистики. Суть нейминга от NameLab заключается в конструировании названий из морфем – маленьких частиц, обладающих смыслом, которые являются фундаментальной составляющей слова. Но Бахрах не просто воспользовалась характерным для английского языка набором морфем, она провела собственные исследования, в результате которых «морфемный» словарь «пополнел» в несколько раз. Бахрах расширила значение существующих частиц, а также добавила корни из латинского, греческого и других языков. В результате получился удобный конструктор с огромным набором элементов, с помощью которых в NameLab «собирается» слово с необходимым значением и звучанием.

Типичным примером нейминга от NameLab может служить «называние» одной из компьютерных фирм, которая только выходила на рынок. Руководством заказчика перед NameLab была поставлена задача – придумать имя, содержащее такие значения, как «компьютер», «маломерный» и «неотъемлемый объект». Следуя своей системе, Бахрах подобрала соответствующие морфемы – «comp» и «pak» и составила из них название «Compak». Чтобы выделить его в журнале, букву «k» поменяли на «q» – получившееся «Compaq» не только отражало суть компании, но и стало первым запатентованным названием, которое оканчивается на букву «q». Сегодня фирма Compaq известна по всему миру, и во многом благодаря удачному названию.

Американская компания Lexicon появилась на свет в 1982 году, а ее своеобразным лозунгом стала фраза: «Мы даем имя, а бренд из него делает сам заказчик». Основатель «Лексикона» Дэвид Плачек (David Placek), который до сегодняшнего дня остается его президентом, стал исповедовать метод мозгового штурма по определенным принципам.

В разработку технологии нейминга Lexicon было вложено более миллиона долларов, ее созданием занимались ведущие филологи и лингвисты. В итоге на службу компании встало пять основных способов имяобразования, основанные на концепции звукового символизма восприятия слова. Названием может стать уже существующее слово, классическое, придуманное (неологизм), составное (из нескольких слов/корней) или сжатое (сокращенное).

Сегодня в штате компании числится 27 человек, пятеро из которых – профессиональные лингвисты. Lexicon является одним из известнейших нейминговых агентств в мире. Его ставки высоки – от 40 тысяч долларов за имя. Но клиентов это не смущает, ведь одно слово от Lexicon сулит миллионные доходы.

Нейминг по-русски

Нейминг в России сегодня гордо поднимает голову, но его отставание от западного и американского еще очень велико. Основание полноценного неймингового агентства лишь недавно стало оправдывать себя экономически, ведь здесь есть прямая зависимость не просто от потребности рынка в «хороших именах», а главное – от готовности заказчиков за них платить.

Изначально нейминг «по-русски» – это нейминг с явной оглядкой на зарубежных коллег по цеху и попытка поставить свое агентство в один с ними ряд. Первым специализирующимся на нейминге агентством в России стала компания Нейминг.ру (www.naming.ru), организованная в 2000 году. Кроме того, сразу несколько дизайн-студий и брендинговых агентств стали заявлять о том, что они оказывают услуги по неймингу.

В 2003 году на рынок вышло специализированное нейминговое агентство LEXICA naming (www.lexica.ru), которое сразу поставило задачу поднять услугу нейминга на более профессиональный уровень, привлекая только специалистов в данной области – неймеров, лингвистов, филологов – и уделяя большое количество сил развитию и формирования услуги нейминга в России.

В 2004-2005 появились еще несколько нейминговых агентcтв (www.mynameis.ru) и (www.goodname.ru). Следует особо отметить также появление специализированных ресурсов по неймингу: Энциклопедия Нейминга (www.encnaming.ru) и блогов по неймингу, например (blog.brandaid.ru).

Взгляд в будущее

Что ожидает нейминг в будущем? Это углубление теоретической базы, появление все более грамотных специалистов и специализированных учреждений. Это все большее понимание важности профессионального подхода к разработке имени компании или продукта со стороны коммерческих структур. Путь нейминга к славе еще не завершен, а путь компаний к славе с помощью нейминга становится все более четким.