Lada Gaga01.01.2013

Еще в июне 2010 году «АвтоВАЗ» уведомил общественность о названии для новой модели бюджетного класса: LadaGranta (производство автомобиля Волжский автозавод начал с 2011 года). Имя машине выбирали в рамках конкурса, победителем которого стал Павел Захаров из г. Красноярска. Соперничество на лучшее название длилось только девять дней, несмотря на такой короткий срок руководству автозавода поступило около 170 000 вариантов, из которых уникальными оказались примерно 36 000.

Пресс-служба «АвтоВАЗа», к сожалению, умалчивает о других вариантах для авто (ссылаются на условия проведения конкурса), однако можно уверенно утверждать, что они были не менее интересны, нежели вариант победителя.

Попробуем разобраться, каким образом специалисты«АвтоВАЗа» выбиралиимена для всех остальных моделей своих автомобилей и как, в принципе, происходит процесс подбора названия.

 

Как корабль назовешь, так он и поплывет

 

Выбора названия — это достаточно длительный и трудоемкий процесс, который не всегда под силу только лишь маркетинговому отделу, поэтому производитель автомобилей частенько прибегает к помощи нейминговых агентств (компании, специализирующиеся на подборе «громких», запоминающихся названий). А для того, чтобы не ошибиться при выборе названия для новой модели специалисты могут провести не один день в поиске, перебирая до 10 000 вариантов!Ведь перед ними стоит не простая задача: выбранное название должно быть не только мелодичным, но и подходящим для конкретной модели, а также должно подтолкнуть покупателя сделать выбор в сторону именно этого авто. Кроме того, название должно быть уникальным, т. е. Не должно быть других претендентов на авторство.

После проведения тщательного отбора самые удачные варианты «переходят» к следующему этапу: «Опыты на живых людях». С помощью добровольцев, которых объединяют в фокус-группы, проводят исследования. По результатам этих тестирований делают вывод о том, подходит ли данное название для конкретной модели, не вызывает ли оно неприятные ассоциации и насколько быстро запоминается. И только после проведения исследования выбирают окончательный вариант.

Одним из самых простых способов назвать авто — назначить ему номер, например: Peugeot 307 (Пежо 307). Этот подход имеет один недостаток — продвижение новинки на начальном этапе не будет обладать высоким уровнем запоминаемости. К тому же, может запутать потребителя. Однако, есть производители, которые числом в названии модели указывают класс авто, например: AudiA4, Audi A3.

Компания «Opel» в 1960-х годах обозначала иерархию своего модельного ряда с помощью военных званий: Admiral, Commodore, Kapitan, Kadett. Звание автомобилю присваивалось в соответствии с классом. С течением времени компания «Opel» изменила стратегию и называет свои современные модели с окончанием «-а»: Zafira, Meriva, Corsa, Astra.

Технические характеристики машины в названии можно отобразить сравнив авто, например, с названиями ветров, как это сделали специалисты компании Volkswagen. Свои модели они нарекли Scirocco и Passat. Сегодня далеко не все знают, что «Пассат» — это ветер, зато у большинства это слово буде ассоциироваться с названием авто.

При выборе названия для машины не стоит выискивать непонятные, но красивые слова. Иногда, простота и незамысловатость бывают более выигрышными. Именно такого мнения придерживались специалисты компании «Smart», когда подбирали названия для моделей «Forfour» и «Fortwo», что в переводе означает: «для четверых» и «для двоих» соответственно.

Компания «Subaru» решила, что водитель, который сядет за руль «Импрезы» непременно будет впечатлен. Немного изменив английский вариант этого слова (impressed) они получили название для своей новинки - «Impreza». А компания «Opel» свою городскую малолитражку сравнила со словом «agile» («проворный») и получили - «Opel Agila».

Все начиналось с «Копейки»

Название для авто придумывали, как говорится, всем миром, точнее с помощью жителей СССР. Пресса опубликовала информацию о конкурсе на «народное название» в августе 1968 года. В ответ «АвтоВАЗ» получил около 30 000 писем с различными вариантами. Пересмотрев их руководители выбрали примерно 100 «наилучших», среди которых были: «ВИЛ» (сокращенное от имени Владимира Ильича Ленина), «Волжанка», «Аврора», «Ленинец», «Катюша», «Жигули». Последний вариант и был признан победителем.

Почему именно «Жигули»? - Спросите Вы. Дело в том, что «Жигули» - это горы на берегу р. Волга (Самарская область). Недалеко от них находится родина завода — город Тольятти. Горы, в свою очередь, получили название от бурлаков, проживающих в этой местности.

Некоторые считают, тюркское «джиугли» («гужевой, запряженный») было прародителем современного слова «Жигули». Сегодня же неизвестно, чем руководствовались специалисты отдавая предпочтение именно этому названию, скорее всего, оно просто показалось им благозвучным.

Жители большинства Европейских стран вряд ли оценили бы название «Жигули», т. к. сильно уж оно было созвучно со словом «жиголо», которое воспринималось как оскорбление. И «АвтоВАЗу» в срочном порядке пришлось искать замену. Результатом этого поиска стало название «Lada».

История умалчивает о том как новое имя появилось на свет. Можно только предполагать, что «Lada» оказалось производным от слова «ладья», ведь именно эту фигуру изображали с 1970 года на шильдиках автомобилей «АвтоВАЗа». В любом случае, имя «Lada» оказалось столь удачным, что все последующие модели начали выпускать с этим названием не только на экспорт, а и внутри страны. Последним представителем семейства «Жигули» стал автомобиль ВАЗ 2107 («Семерка»).

Следующая модель стала носить имя ВАЗ 2108 («Восьмерка») и относилась к линейке «Спутник». Название линейки было выбрано не случайно. Руководство СССР хотели напомнить всему миру о том, что Советский Союз является главной космической державой.

Однако и тут СССР настигла неудача. Слово «Спутник» было не только не понятным, но и трудно произносимым для иностранных граждан. И поиск названия пришлось начинать сначала.

В итоге, именем для экспорта новых автомобилей выбрали «Самара». Одни утверждают, что название было дано линейке автомобилей в честь одноименной реки. Другие настаивают на том, что так назывался до 1935 года город Куйбышев (кстати, сегодня этот город также называется Самара), который является административным центром области, где расположен Волжский автозавод.

Топографические названия, видимо, были «фишкой» «АвтоВАЗа» и его дочернего предприятия Серпуховского автозавода (СеАЗ), т. к. свою очередную модель — ВАЗ 1111, - они назвали «Ока». Специалисты «СеАЗа» решили провести параллель между «АвтоВАЗом», который считали Волгой, и «СеАЗом», - притоком Волги (р. Ока). Название малолитражки было настолько удачным, что до сих пор остается на слуху.

Первый внедорожник, разработанный Волжским автозаводом, был предназначен для работников сельского хозяйства, которые жили в труднодоступной местности. Имя для авто должно было соответствовать его назначению, поэтому изначально машину хотели назвать «Нива». Однако, специалисты столкнулись с одной проблемой: «Нивой» назывался на то время комбайн, выпускаемый заводом «Россельмаш» (г. Ростов-на-Дону). Тогда было принято решение получить согласие у ростовского завода на использование названия. «Россельмаш» не стал возражать и «АвтоВАЗ» начал выпуск внедорожника «Нива». Нужно отметить, что и комбайн, и авто выпускают по сей день.

 

Научный метод

 

Нельзя не отметить, что сегодня «АвтоВАЗ», как и другие компании, придерживается научного метода подбора имени своим новым моделям. Пресс-служба Волжского автозавода поведала, что именно так появились на свет «Priora» и «Kalina». Оба эти названия подверглись испытаниям на фокус-группах, а выбраны были из 10-15 вариантов. А точку в выборе названий для новых авто поставили руководители завода.

Сотрудники завода предположили, что имя «Kalina» было дано машине из-за красного цвета прототипа модели. Однако, маркетологи опровергают эту версию: название авто было дано, чтобы подчеркнуть его «русскую душу», а опытный образец был сиреневого цвета, а не красного.

При выборе имени для новой бюджетной модели «АвтоВАЗ» рассчитывал получить что-то вроде «Приоры» или «Калины» и, чтобы новое имя хорошо сочеталось с названием «Lada». Маркетологи провели не одно исследование и убедились, что «Granta» является мелозвучным названием, а также что его восприятие на разных языках — благоприятно. После этого специалисты приступили к проверке уникальности названия и оказалось, что ни один производитель автомобилей в мире ранее это имя для моделей не использовал.

 

Что же дальше?

 

Название «Granta» было не единственным, которое отобрали специалисты «АвтоВАЗа». По условиям конкурса все варианты стали собственностью завода, так что вполне возможно, что мы еще услышим об оставшихся девяти именах. Хотелось бы конечно оценивать не только красивое название авто, а и качество сборки и материалов. Если эти показатели будут на высоте, то даже не очень красивое название не испортит удовольствие от обладания хорошим авто.