Бренд или цена: в зависимости от национальности и страны проживания, европейские потребители склонны обращать больше или меньше внимания на отдельные свойства продукта. Так, немцы и австрийцы больше сосредоточены на цене товара, в то время как испанцы, итальянцы, россияне и жители Польши при совершении покупок ориентируются на марку товара. Такие данные были получены в ходе исследования GfK, проведенного в 9 европейских странах и посвященного влиянию на потребителей факторов бренда и цены при совершении покупки.
Не зря говорят, что немцы и австрийцы практичная нация. Данные исследования показали, что цена является основным фактором для 60% немцев и австрийцев когда речь заходит о покупке продовольственных товаров, безалкогольных напитков и даже электроники развлекательного сегмента (МР3 плееры, телевизоры и т.п.). А если планируется покупка одежды или обуви, доля немцев и австрийцев, ориентирующихся на факторы ценовой доступности товара и рациональность покупки, возрастает до 62%. В категории товаров «одежда и обувь» вслед за немцами и австрийцами идут россияне: В России 47% населения также в первую очередь обращают внимание на цену, стараясь выбрать недорогой товар.
Однако, потребители других европейских стран, принявшие участие в исследовании, оказались более ориентированы на марку товара. Например, бренд является решающим фактором для 70% жителей Испании и Польши когда они покупают еду и безалкогольные напитки. 65% итальянцев и англичан смотрят на бренд, выбирая одежду и обувь. Около 70% покупателей в Нидерландах и Польше ориентируются на бренд при покупке электроники, в России их доля составляет 68%. 61% россиян решают в пользу бренда при покупке продуктов питания и безалкогольных напитков.
С другой стороны, все 9 стран, участвовавших в исследовании, отдали предпочтение брендированной продукции при выборе алкогольных напитков. Три четверти французов, испанцев, поляков, англичан и голландцев, а также половина опрошенных немцев и австрийцев, приобретая пиво, вино и другие алкогольные напитки останавливают свой взор на конкретной марке. Также поступают 63% россиян.
Таким образом, исследование показывает, что среди различных товарных групп, наиболее привлекательной с точки зрения внимания потребителей к марке, является алкогольная продукция. В среднем, 67% опрошенных респондентов делают выбор в пользу бренда в этой категории. На втором месте – электротовары развлекательной направленности (телевизоры, МР3 плееры и т.п.).
Знание марок покупателями в странах Европы (в %)
Общая по 9 странам | Германия | Франция | Испания | Австрия | Польша | Италия | Нидер- ланды |
Велико-британия | Россия | |
Я выбираю из одного или нескольких брендов | ||||||||||
Еда и безалкогольные напитки | 61,2 | 40,7 | 65,4 | 71,7 | 39,0 | 70,8 | 68,3 | 65,8 | 67,6 | 61,4 |
Алкогольные напитки | 67,0 | 53,5 | 75,0 | 74,9 | 51,4 | 74,9 | 70,2 | 77,1 | 74,0 | 63,2 |
Одежда и обувь | 55,4 | 37,7 | 58,8 | 61,9 | 38,1 | 61,0 | 65,5 | 60,3 | 64,9 | 53,0 |
Электроника | 63,1 | 42,2 | 64,3 | 66,1 | 41,7 | 70,9 | 69,1 | 73,0 | 63,5 | 68,0 |
Я выбираю наиболее приемлемую/недорогую марку или, как правило, самый дешевый товар | ||||||||||
Еда и безалкогольные напитки | 38,8 | 59,3 | 34,6 | 28,4 | 61,0 | 29,1 | 31,7 | 34,2 | 32,4 | 38,6 |
Алкогольные напитки | 33,1 | 46,5 | 25,0 | 25,1 | 48,6 | 25,1 | 29,8 | 22,9 | 26,0 | 36,8 |
Одежда и обувь | 44,6 | 62,3 | 41,2 | 38,1 | 62,0 | 38,1 | 34,6 | 39,6 | 35,1 | 47,0 |
Электроника | 37,0 | 57,8 | 35,8 | 33,9 | 58,4 | 33,9 | 30,9 | 27,0 | 36,6 | 32,1 |
Источник: исследование GfK, март 2009. Респонденты отвечали на вопрос: «Скажите, пожалуйста, что Вы ищете, покупая товары следующих сегментов».
Связь между личными ценностями и знанием марки
По результатам исследования, во всех странах, принявших участие в опросе, существует определенная взаимосвязь между личными ценностями потребителя и его осведомленностью о марке. Независимо от национальности, потребители, которые, по их словам, ищут в жизни больше удовольствий и развлечений, хотят жить хорошо и быть успешными, во многих ситуациях стараются развивать свои идеи, ждут признания от окружающих, также высоко ценят брендированную продукцию. Кроме того, потребители, знающие бренды и делающие выбор в пользу бренда, стремятся покупать дорогие предметы и вести более увлекательную жизнь, чем остальные.
Об исследовании
Подготовлено на основе данных исследования «Знание марок среди европейцев. Ценности в Европе». В исследовании приняли участие 10 300 респондентов в возрасте от 14 лет и старше из 9 стран (Германия, Франция, Великобритания, Италия, Россия, Польша, Нидерланды, Австрия, Испания). В исследовании изучаются знания марок среди респондентов при покупке 18 групп товаров, а также отношение респондентов в девяти странах Европы к основным личным ценностям.